Методические рекомендации БРКА
УТВЕРЖДЕНО
постановление совета Белорусской республиканской коллегии адвокатов №05/08 от 27.07.2022
Методические рекомендации
по размерам оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам
1. Общие положения
1.1. Основанием оплаты труда адвокатов за юридическую помощь, оказываемую ими гражданам, является согласно ст. 27 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон) договор между адвокатом (адвокатским бюро) и клиентом или иным лицом, действующим в интересах клиента.
Действие Методических рекомендаций распространяется на всех адвокатов Республики Беларусь.
1.2. Основанием оплаты труда адвокатов за юридическую помощь, оказываемую ими гражданам, согласно статье 27 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» от 30.12.2011 (далее – Закон), является договор между адвокатом и клиентом или иным лицом, действующим в интересах клиента. Существенными условиями договора на оказание юридической помощи являются вид (виды) юридической помощи и порядок и размер её оплаты.
2. Критерии определения размера оплаты юридической помощи
2.1. При определении размера оплаты юридической помощи (гонорара) надлежит принимать во внимание факторы, указанные в пункте 54 Правил профессиональной этики адвоката, утвержденных постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.09.2021 N 180:
- опыт и квалификацию адвоката, требуемые для оказания юридической помощи надлежащим образом;
- профессиональный авторитет адвоката;
- новизну и сложность вопросов;
- необходимые затраты времени и труда;
- вероятность того, что принятие данного поручения ограничит возможности адвоката одновременно работать по другим делам;
- сроки, установленные клиентом или обстоятельствами;
- необходимость привлечения специалистов;
- расходы, связанные с оказанием юридической помощи;
- практику определения гонорара в данном регионе, а также в регионе, в котором клиент имеет постоянное местопребывание;
- иные факторы.
2.2. При определении сложности поручения по ведению уголовных дел следует учитывать следующие факторы:
- сложность и объем дела;
- количество подозреваемых, обвиняемых, потерпевших в уголовном деле;
- нахождение подозреваемого, обвиняемого под стражей;
- обвинение подзащитного в нескольких составах преступлений, в совершении тяжкого и (или) особо тяжкого преступления;
- позицию подозреваемого, обвиняемого;
- наличие заключений экспертиз, актов проверок;
- необходимость собирания сведений для защиты прав подозреваемого, обвиняемого и оказания им юридической помощи путем опроса физических лиц, направлении запросов, предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимость запрашивать с согласия подозреваемого, обвиняемого мнения специалистов для разъяснения возникающих в связи с осуществлением защиты вопросов, требующих специальных знаний;
- рассмотрение дела по первой инстанции вышестоящими судами;
- неоднократность его рассмотрения в судебных инстанциях либо рассмотрение дела после отмены постановления суда в апелляционном, надзорном порядке.
2.3. При определении сложности поручения по ведению гражданских, экономических дел следует учитывать следующие факторы:
- сложность и объем дела;
- позицию лица, обратившегося за оказанием юридической помощи;
- количество истцов или ответчиков, третьих лиц;
- наличие нескольких исковых требований, встречного иска;
- наличие заключений экспертиз, актов проверок;
- наличие иностранных и международных элементов (нерезидентов, законодательства и практики других стран, международных соглашений и т.д.);
- необходимость собирания доказательств по делу, производства сложных расчетов, изучения дополнительных материалов, в том числе уголовных, гражданских и административных дел, материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, имеющих отношение к рассматриваемому делу, а также изучения специальной литературы в связи с возникающими по делу вопросами;
- рассмотрение дела по первой инстанции вышестоящими судами;
- неоднократность рассмотрения дела в судебных инстанциях либо рассмотрение дела после отмены постановления суда в апелляционном и надзорном порядке.
2.4. При определении сложности поручения по ведению административных дел следует учитывать следующие факторы:
- количество вменяемых административных правонарушений;
- отношение к вменяемым административным правонарушениям лица, в отношении которого ведется административный процесс;
- необходимость посещения административно задержанных и лиц, на которых наложено административное взыскание в виде административного ареста;
- наличие заключений экспертиз, актов проверок;
- необходимость собирания дополнительных сведений, касающихся совершенного административного правонарушения, характеристик и иных документов, а также изучения специальной литературы в связи с возникающими по делу вопросами.
3. Размеры гонорара
3.1. Размеры гонорара и порядок его определения формируются по договоренности между адвокатом и клиентом и указываются в договоре об оказании юридической помощи.
Гонорар может определяться в фиксированной сумме, в оплате за день участия адвоката в оказании юридической помощи, в оплате согласованной почасовой ставки, с доплатой за позитивный результат по делу и т.д.
3.2. Консультация, совет, не требующие ознакомления с документами – от двух до пяти базовых величин.
3.3. Консультация, совет, требующие ознакомления с документами либо представляющие сложность – от трех до десяти базовых величин.
3.4. Составление заявлений и других документов правового характера – от трех до пятнадцати базовых величин.
3.5. Составление жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, апелляционных и кассационных жалоб на решения и приговоры судов, жалоб в порядке надзора по гражданским, экономическим и уголовным делам, и иных сложных правовых документов, в том числе связанных с истребованием адвокатом дополнительных материалов и (или) ознакомлением с дополнительными материалами, – от пяти до двадцати базовых величин.
При этом повторное составление адвокатом, составлявшим первичную надзорную жалобу, жалоб в порядке надзора по гражданским, экономическим и уголовным делам, – от трех до восьми базовых величин, но не более 50% размера гонорара, оплаченного за составление первичной жалобы в порядке надзора;
3.6. Один день участия адвоката:
по уголовным делам:
- в производстве по материалам и уголовному делу – от восьми до пятнадцати базовых величин;
- подготовка и участие в суде первой инстанции – от восьми до пятнадцати базовых величин;
- подготовка и участие в суде второй инстанции – от пяти до пятнадцати базовых величин;
- подготовка и участие в суде в порядке надзора – от пяти до пятнадцати базовых величин;
- посещение в местах лишения свободы* – от пяти до пятнадцати базовых величин;
по гражданским делам:
- подготовка и участие в суде первой инстанции – от восьми до пятнадцати базовых величин;
- подготовка и участие в суде второй инстанции – от восьми до пятнадцати базовых величин;
- подготовка и участие в суде в порядке надзора – от восьми до пятнадцати базовых величин;
по экономическим делам:
- подготовка и участие в суде первой инстанции – от десяти до пятнадцати базовых величин;
- подготовка и участие в суде второй инстанции – от десяти до пятнадцати базовых величин;
- подготовка и участие в суде кассационной инстанции – от десяти до пятнадцати базовых величин;
- подготовка и участие в суде в порядке надзора – от десяти до пятнадцати базовых величин;
по административным делам:
- подготовка и участие в административном процессе – от пяти до пятнадцати базовых величин;
в ознакомлении с материалами:
- уголовных дел – от восьми до пятнадцати базовых величин;
- гражданских, экономических дел – от восьми до пятнадцати базовых величин;
- административных дел – от пяти до пятнадцати;
при оказании иной юридической помощи (участие в переговорах, подача адвокатского запроса и получение ответа на запрос, представление интересов в государственных и иных органах и организациях и т.д.) – от пяти до двадцати базовых величин.
3.7. При сложности дела, а также по делам, связанным с выездом адвоката в командировку, иной от расположения юридической консультации, в которой работает адвокат, населенных пункт – от десяти до двадцати базовых величин за один день участия.
3.8. Размер гонорара в фиксированной сумме определяется по договоренности между адвокатом и клиентом исходя из сложности и продолжительности выполнения поручения.
3.9. Размер гонорара, определенный почасовой ставкой, определяется по договоренности между адвокатом и клиентом исходя из сложности и продолжительности выполнения поручения.
При этом гонорар, определенный почасовой ставкой, за поручение, выполняемое в течение дня, не может превышать размеров гонорара адвоката, установленных пунктами 3.6, 3.7 настоящих Методических рекомендаций.
3.10. Доплата за позитивный результат по делу определяется по договоренности между адвокатом и клиентом.
3.11. Адвокат не должен принимать на себя обязательство об оказании юридической помощи с условием выплаты гонорара в зависимости от будущих результатов.
3.12. При заключении договора об оказании юридической помощи с гражданином размер оплаты юридической помощи может быть определен адвокатом ниже минимальных размеров, предусмотренных пунктами 3.2 - 3.7 настоящих Методических рекомендаций, с учетом имущественного и социального положения лица, обратившегося за оказанием юридической помощи (доход на члена семьи ниже прожиточного минимума в среднем на душу населения; инвалидность, получение социальной пенсии и др.).
3.13. При заключении договора об оказании юридической помощи с гражданином размер оплаты юридической помощи может быть определен выше максимальных размеров оплаты, предусмотренных пунктами 3.2 - 3.7, 3.9 настоящих Методических рекомендаций. В этом случае адвокат должен обосновать определение повышенного размера гонорара.
3.14. Заведующий юридической консультацией осуществляет постоянный контроль за соблюдением адвокатами Правил профессиональной этики адвокатов при определении размера гонорара.
При выявлении обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оплаты юридической помощи ее объему, сложности и качеству заведующий юридической консультацией не утверждает отчет об оказанной юридической помощи в указанной части и передает необходимые документы в совет территориальной коллегии адвокатов, который решает вопрос о наличии в действиях адвоката нарушений Правил профессиональной этики адвоката.
3.15. Размеры оплаты юридической помощи, определенные настоящими рекомендациями, не распространяются на:
- нерезидентов Республики Беларусь;
- граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь;
- граждан Республики Беларусь по вопросам наследства, открывшегося за границей, включая розыск наследников и генеалогические исследования;
- граждан Республики Беларусь, являющихся учредителями (участниками, собственниками, акционерами) юридических лиц Республики Беларусь по вопросам учредительства (участия, собственности, владения акциями) в них, осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности;
- граждан Республики Беларусь, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в качестве индивидуальных предпринимателей, по вопросам, связанным с осуществлением ими предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
4. Оплата труда адвоката за счет средств местного бюджета
4.1. Размер оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению через территориальную коллегию адвокатов по требованию органа, ведущего уголовный процесс, установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2007 г. № 1003 «О порядке возмещения расходов по оплате труда адвокатов за счет средств местного бюджета» и Инструкцией о порядке возмещения расходов по оплате труда адвокатов за счет средств местного бюджета, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 30 августа 2007 г. № 57/129.
4.2. Юридическая помощь жертвам торговли людьми, а также лицам, пострадавшим в результате акта терроризма, включая разъяснение их прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, оказывается за счет средств республиканского бюджета в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2012 г. № 122 «О порядке возмещения расходов на оплату труда адвокатов по оказанию юридической помощи жертвам торговли людьми, лицам, пострадавшим в результате акта терроризма».
5. Оплата труда адвоката за счет средств территориальной коллегии адвокатов
5.1. Основания оказания юридической помощи за счет средств коллегий адвокатов установлены пунктом 1 статьи 28 Закона.
Адвокатам следует получать от граждан сведения и документы, подтверждающие право на получение юридической помощи за счет средств коллегии.
5.2. В случае, если при получении юридической помощи, которая может быть оказана за счет средств коллегии, гражданин желает произвести оплату, с ним заключается договор об оказании юридической помощи. Перед заключением договора адвокат разъясняет гражданину право на получение юридической помощи за счет средств коллегии в установленном порядке. В договоре производится запись о том, что гражданину разъяснено право на получение юридической помощи за счет средств коллегии адвокатов, которая удостоверяется подписью гражданина.
5.3. Оказание юридической помощи за счет средств коллегии лицам, не указанным в статье 28 Закона, возможно только по решению соответствующей территориальной коллегии адвокатов. Адвокат не наделен правом самостоятельно устанавливать категории граждан, которым он желает оказать юридическую помощь без взимания гонорара (бесплатно).
* Под местами лишения свободы для целей настоящих Методических рекомендаций понимаются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, центры изоляции правонарушителей.