Третейский суд в Республике Беларусь

Ius est ars boni et aequi (лат.) - Право есть искусство добра и справедливости.

Срочная помощь адвоката
Подробнее
В данной форме Вы можете изложить свой вопрос адвокату. В целях оперативности рекомендуем использовать мобильную связь или Viber/WhatsApp.
Задать вопрос
2 Августа 2018

Третейский суд как правовой институт имеет давние исторические основания. Применительно к Беларуси такими основаниями являются Статуты Великого княжества Литовского, которыми в своё время регулировалась деятельность третейского (полюбовного) суда. Вероятно, до появления этих источников писанного права элементы третейского суда основывались на княжеских грамотах, которые являлись своеобразными третейскими соглашениями.
Современный третейский суд, хоть и имеющий исторические предпосылки, существенно отличается от своего предшественника, поэтому в статье мы поговорим о том, чем является третейский суд в нынешнем его виде.
В Республике Беларусь существует дуализм правового регулирования третейского судопроизводства, то есть деятельность схожих по правовой природе институтов (третейский суд и международный коммерческий арбитраж) урегулирована двумя нормативными правовыми актами:

  1. Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 года №301-З "О третейских судах"
  2. Закон Республики Беларусь от 09.07.1999 года №279-З "О международном арбитражном (третейском) суде"

Для понимания вопроса следует указать, что третейский суд и международный арбитраж очень близкие правовые явления. В общих чертах их разница обусловлена субъектным составом участников спора и его экономическим характером. В международном коммерческом арбитраже, как правило, одним из участников спора является иностранное юридическое лицо, при этом сам спор должен быть экономическим вне зависимости от их субъектов. Таких ограничений для третейских судов (не коммерческих арбитражей) в законодательстве Республики Беларусь не имеется.
Основываясь на критерии субъектности можно условно подразделить третейские суды на два вида:

  • внутренние третейские суды
  • внешние третейские суды (международный арбитраж).

Мы будем вести речь о внутренних третейских судах, созданных в соответствии Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 года №301-З "О третейских судах" (далее - Закон о третейских судах).

Понятие третейского суда

Третейским судом является организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора (третейский суд для разрешения конкретного спора) (статья 1 Закона о третейских судах).
Из изложенного понятия следует, что третейский суд может быть создан в виде:

  1. постоянно действующего третейского суда, который в свою очередь, является:
    • некоммерческой организацией;
    • либо обособленным подразделением юридического лица.
  2. третейского суда для разрешения конкретного спора (такие суды еще принято называть "ad hoc", то есть на один раз).

Необходимо понимать, что третейские суды не входят в судебную систему Республики Беларусь и не осуществляют правосудие, поэтому судами в собственном смысле слова они не являются. Третейский суд не наделен властными полномочиями, не может наравне с государственным судом применить меры принудительного воздействия на участников процесса, лишен многих других признаков органа государственной власти.

Почему третейские суды всё же называют судами?

Ответ на этот вопрос можно искать в исторической ретроспективе, возможно также в этимологии, что, очевидно, не будет соответствовать цели раскрытия поставленного вопроса, так как третейский суд интересует нас лишь как юридическое явление, которое, основываясь на созвучии названий, должно иметь общие с "созвучным" черты. В связи с этим мы находим, что важнейшее свойство, которое в равной мере присуще как третейскому суду, так и суду государственному, состоит в их общей способности разрешать споры о праве.

Третейское соглашение

Закон о третейских судах называет единственное основание для возникновения компетенции у третейского суда - это третейское соглашение.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о третейских судах третейским соглашением является соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда, указанного в соглашении сторон.

Преимущества третейского разбирательства

Граждане (физические лица) и юридические лица вправе заключить соглашение, в соответствии с которым один или несколько их правовых споров будут переданы на рассмотрение третейского суда. Другими словами, участники третейского соглашения могут договориться о том, что их юридическое дело не будет разбирать государственный суд. Данное обстоятельство само по себе преимуществом не является, однако третейская форма защиты права, как альтернатива правосудию, имеет свои особенности, некоторые из которых можно назвать преимуществами. Выделим по собственному мнению некоторые из них:

  • По общему правилу стороны вправе избрать третейских судей, которые будут разрешать их спор. Государственные суды такой возможности не предоставляют.
  • Отсутствие некоторых формальностей, присущих правосудию. Это делает третейские суды более привлекательными с точки зрения взаимоотношений участников процесса и скорейшего разрешения спора.
  • Конфиденциальность третейского разбирательства. Это общее правило, стороны вправе договориться об обратном.
  • Высокая степень свободы участников третейского соглашения, которые в ряде случаев и при наличии соответствующих условий вправе самостоятельно влиять на то как, где и на каком языке будет проходить разбирательство их дела в третейском суде.
Какие споры могут быть переданы на рассмотрение третейского суда?

Очевидно, что не любой спор, возникший между, например, двумя гражданами может быть предметом третейского разбирательства. В общих чертах статья 19 Закона о третейских судах отвечает на этот вопрос, который, отметим, с точки зрения юриспруденции является очень сложным. Еще больше упрощая ответ на него, можно сказать, что третейский суд вправе разрешать частные споры граждан и юридических лиц, не затрагивающие публичные интересы общества и государства, а также частные интересы других граждан и юридических лиц, не являющихся участниками третейского соглашения.

Резюмируя, нужно отметить, что третейский суд, несмотря на свои глубокие исторические корни, является сравнительно молодым правовым институтом для Республики Беларусь. Это обусловлено десятилетиями его фактического неприменения, поэтому нужно время для его возрождения.

Записаться на консультацию к адвокату Клиндухову А.О. можно по номерам телефона: +37529-3614333 или +37529-8406418.

Услуги

Юридическая помощь при ведении дел в третейских судах и международных коммерческих арбитражах (например, Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате).

Подробнее  

Вернуться к списку